11 июня 2015 года в Астане в рамках экспертной встречи, организованной Казахстанским Институтом Стратегических исследований, выступила Ботагоз Ракишева, кандидат социологических наук, директор Исследовательского института «Общественное мнение», исследователь казахской диаспоры в 20 странах мира с сообщением «Современное положение казахов Китая (по результатам социологических экспедиций)».
В своем докладе Ботагоз Ракишева озвучила результаты 4 экспедиций, проведенных исследователем с 2010 по 2014 года в СУАР КНР. Количество респондентов составляет 450 респондентов, для опроса которых использовались различные методы, начиная от наблюдения до нарративных и глубинных интервью. Также стоит отметить, что количество казахов проживающих на данный момент в Китае составляет около 1,5 миллиона человек, что делает её привлекательным местом для исследований. Эксперт также отметила, что почти сто процентов населения в этом регионе являются коренными жителями либо проживали на этой территории на протяжении 4 поколений и больше. По результатам опроса это и является причиной для того, что 88,4% считает своей исторической родиной Китай и только 10,6% называют Казахстан. Ботагоз Ракишева особо подчеркнула, что 61,5% респондентов сильно обеспокоены настоящим и будущим родного языка. При этом 92,5 процента получили образование на казахском языке и предпочитают искать информацию на родном языке. Более того, наблюдается использование 3 видов алфавитов (кириллица, латиница и арабская вязь). Исследователь отметила, что здесь присутствует огромное количество национальных школ, проводящих уроки на казахском языке, а также культурных центров, общее количество которых до сих пор сложно назвать.
На вопросы о том, что позволяет сохранить этнос за рубежом, эксперт называет религию Ислам, знание и соблюдение обычаев и традиций казахской культуры, знание генеалогии (шежире), национальное самосознание, знание казахского языка, а также немаловажна политика Казахстана. По данным опроса почти половина населения является достаточно религиозной и посещает мечеть один раз в неделю. При этом не наблюдается развитие экстремистских течений среди населения. Касательно генеалогии, статистика показывает, что 80% респондентов казахской диаспоры в Китае считают жузовую и родовую принадлежность очень значимой и 100% уверены, что этничность важна. Немаловажно, что большинство (80,5%) жителей казахов относятся к одной из групп: найманы или кереи. Более того, 83,2% населения заключают браки только с казахами и строго следят, чтобы люди не смешивались до семи поколений. Поэтому в СУАР очень распространён выпуск шежире (родословная), написанной арабской вязью. Также, 91% населения воспитывают детей в казахских традициях и хотят отправить детей в Казахстан для обучения. 88,8% говорят, что хотели бы жить в Казахстане и работать.
При таких позитивных условиях для сохранения этноса и языка население обеспокоено, что у младшего поколения есть проблемы с освоением родного языка. На вопрос с чем связаны такие беспокойства, исследователь отметила политику Китайского правительства «Қостіл», следуя которой дети в школах наряду с родным языком должны изучать и китайский, что приводит к сужению знания родного языка. Но эксперт призывает относиться нейтрально к данной политике, так как считает, что это является попыткой правительства интегрировать казахов в общество. Ботагоз Ракишева считает, что такие меры возмещаются народу разрешением иметь больше, чем одного или двух детей, позволением им сохранять исторические земли, разрешением открывать огромное количество культурных центров и также заниматься бизнесом и торговлей. Присутствовавший на встрече исследователь по Китаю, Адиль Каукенов, отметил, что имидж казахов в Китае является положительным. Таким образом, по оценке предпринимателей Китая казахов часто называют открытыми, энергичными, честными и мирными жителями, что создаёт огромный спрос на них как профессионалов и помогает экономике диаспоры в рамках развития туризма в этом регионе. Также исследователь признал присутствие миграции казахов из Китая и назвал 3 причины для переселения: огромная экономическая конкуренция, не лучшее состояние экологии в стране и желание сохранить этническую идентичность. Однако некоторые эксперты поставили под вопрос истинную причину миграции казахов из Китая в рамках push (выдавливание из общества) или pull (собственная мотивация) - и считают необходимостью изучение этого вопроса наряду с отношениями казахов с китайцами. Таким образом, эксперты дружно призывают мобилизацию магистрантов и докторантов изучать вопросы казахов в Китае.
Более подробно о результатах исследований казахов Китая и интерпретации ответов самой Ботагоз Ракишевой можно будет почитать уже в скором будущем в выпуске журнала «Центральная Азия и Кавказ», которые согласились опубликовать статью исследователя.
Айгерим Рысметова, бакалавр политологии
и международных отношений, специалист Центра анализа и прогнозирования «Открытый Мир» (www.centrasia.kz)