Prev Next
  • В чем заключается роль ислама в Центральной Азии?

  • АНАЛИТИКА
  • 19.06.2014, 21:52

Именно данной теме была посвящена конференция, состоявшаяся 17 апреля в г. Астане. Эксперты и религиоведы из России, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Турции и Египта прибыли в столицу республики для того, чтобы внести свой вклад в дальнейшее развитие традиционного ислама на территории государств постсоветского пространства.

Ведь сегодня в регионе имеет место опасная деятельность последователей экстремистских организаций, искажающих суть и чистоту религии в собственных целях. Под видом проповедников т.н. «истинного» ислама они всячески стараются навязать чуждые для местного населения догмы и обманным путем втянуть граждан в различные региональные конфликты, как например в Сирии, где радикальные исламисты из разных уголков мира под прикрытием сакрального термина «джихад» воюют против режима Б.Асада.

Как известно, после распада СССР и краха коммунизма в постсоветских странах образовался идеологический вакуум, который и начали бесконтрольно заполнять иностранные миссионеры. Результатом этого явилось появление в регионе организаций и движений «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги Джамаат», «Исламское движение Узбекистана»,  «Салафизм» и др., получившие неравномерное развитие в независимых республиках. Их последователи и сегодня продолжают втягивать в свои ряды местную молодежь вопреки законному запрету на деятельность большинства из них.

В отдельных государствах сторонники нетрадиционных течений ислама получили широкое распространение и одобрение официального мусульманского духовенства. К примеру, сегодня в Кыргызстане движение «Таблиги Джамаат», численность которого достигает 25-30 тыс. человек, пользуется большой популярностью среди мусульман республики. К тому же, в его рядах можно встретить кыргызских военных и государственных служащих, в т.ч. депутата Жогорку Кенеша А.Саксонбоев, лоббирующего интересы своих единомышленников в парламенте.

В то время как «Таблиги Джамаат» запретили в России, Таджикистане и Казахстане, кыргызские религиоведы считают ее последователей миролюбивыми и образованными проповедниками, поскольку они не заявляют о каких-либо политических целях, а лишь призывают к вступлению на путь ислама. Именно эта причина, как считают государственные мужи, служит своеобразным и односторонним мостом перехода молодежи из запрещенной в КР организации «Хизб ут-Тахрир» в «Таблиги Джамаат». Объясняется это тем, что подростки в процессе определения своей религиозной принадлежности без посторонней помощи не всегда сразу находят искомый путь. Так происходит и с вступившими в хизбы молодыми людьми. Но все же наиболее самостоятельные и сформировавшиеся из них, устав от политических лозунгов и амбиций «Хизб ут-Тахрир», решают перейти к таблигам, откуда обратно уже не возвращаются.

Конечно, кыргызские эксперты выделяют и некоторые негативные моменты в миссионерстве «Таблиги Джамаат». Например, пакистанская форма одежды, от которой шарахаются местные, и строгие по религиозным соображениям ограничения, в том числе всяческие запреты на посещение традиционных праздничных мероприятий, на которых распивается спиртное.

Эти привнесенные извне новшества со временем будут негативно сказываться на развитие кыргызов как этноса, т.к. благие намерения новоиспеченных дааватистов могут привести в лучшем случае в никуда, а в худшем – в противоположную от светлого будущего в лице лучшего мира сторону. Поскольку идти на поводу у «неоисламской» идеологии пакистанского разлива равносильно отказу богатого своей историей кыргызского народа от собственной идентичности, традиций и культурных ценностей.

Кстати, говоря о распространении вероучений таблигов, все происходит довольно просто – они еженедельно посещают мечети, где и ведут беседы и разъяснения с прихожанами. Причем такая форма деятельности им разрешена мусдуховенством. Адепты организации также проводят «дааваты» и «мастураты», т.е. так называемые миссионерские походы по стране и за рубежом. Причем пакистанские журналисты в одной из статей указали, что «дааватисты» в ИРП помогают своим братьям из террористической организации «Движение талибов Пакистана», укрывая их от местных правоохранителей, когда последние усиливают поисковые операции после очередного теракта.

Итак, мы видим каким образом нетрадиционные религиозные организации и движения, изначально декларирующие о своей миролюбивости, в конечном счете сращиваются с террористическими структурами, оказывая им свою поддержку. Говоря же об их аполитичности и вдумавшись в суть миссии клерикалов – охватить как можно большее число населения, становится предельно ясно, что, только проникнув в органы власти, они смогут достичь поставленной цели.  

Поэтому необходимо совместное сотрудничество экспертов-религиоведов стран региона для сохранности и развития именно традиционных течений ислама, исторически укоренившихся на территории государств Центральной Азии.
 
Токтаров Бауржан

Другие новости

Prev Next

Комментарии (0)